Икона дня
Календарь
Поддержите наш сайт "Нижнемамонские святыни"!
Установите кнопку 88x31 (px.) на страницы Вашего сайта. Кнопка выглядит вот так:
|
|
|
Престольные праздники
Храм св. Архистратига Михаила
-
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
(Михайлов день;)
- 21 ноября по н. ст.. Празднование св. Михаила установлено в начале IV
в., совершается праздник в ноябре на 9-м месяце от марта, с которого в древности
начинался Новый год, что соответствует девяти чинам Ангельским – Серафимы,
Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы; "на
день осьмой" (по ст. ст.) – Собор всех сил небесных. Над всеми
девятью чинами Ангельскими поставлен Господом Архистратиг Михаил (евр. "кто как
Бог").
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел
Михаил на Руси. Предстательства Пресвятой Царицы Небесной за города русские
всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством
Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила
в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных,
дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был
воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в
Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.),
собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или
придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города
Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему.
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их
служения:
Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую
финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на
которой начертан червленый крест. Гавриил - с райской ветвью, принесенной им
Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в
левой. Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой
ведет Товию, несущего рыбу. Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на
уровне груди, в опущенной левой руке - «пламень огненный». Селафиил - в
молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди. Иегудиил - в
деснице держит золотой венец, в шуйце (левой руке) - бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил - на его одежде множество розовых цветов. Иеремиил - держит в руках
весы.
- День вмч. Пантелеймона;
- 9 августа по н. ст. Празднуется на Руси с XII века.В день памяти великомученика русское воинство одержало победы в
1151 г., в 1714 г. при Гангаузе, в 1720 г., при Гренгаме.
Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе
Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать
Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но
умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона
в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному
искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору
Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе.
В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики
пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20000 христиан в
Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона,
ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и
рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал
священномученика Ермолая.
Как-то раз юноша увидел на
улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон
начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении
ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет
последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на
куски на глазах у Пантолеона.
После этого чуда
Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый).
Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства,
и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием Имени Иисуса Христа, то
он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.
После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь
страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к
нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно
христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором
времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив
других врачей, жители стали обращаться только к святому
Пантелеимону.
Из зависти врачи донесли императору,
что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого
опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал
себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса
Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а
святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.
Господь явился святому и укрепил перед страданиями. Великомученика
Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами,
потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем
на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением
обличал императора.
В то же время перед судом
язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо
исповедали свою веру во Спасителя и были обезглавлены (сведения о них помещены
26 июля).
По повелению императора великомученика
Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его
ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители
поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский!» Разъяренный
Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а
великомученику Пантелеимону отрубить голову.
Святого
привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик
молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не
нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший
страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба,
воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи
отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить
приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей
жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.
Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к
которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие
присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер,
осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами († 305). Слуги
великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и
слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине
святого великомученика.
Святые мощи великомученика
Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его
находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика
Пантелеимона.
Почитается как
покровитель воинов и целитель их ран.
Пантелеймон (греч. "всемилостивый") был
казнен в страшных мучениях императором-язычником Максимианом в 305
г.
- Рождество Пресвятой Богородицы;
- 21 сентября по н. ст.. В 1786 г. в центре села была построена
и освящена Богородицкая деревянная церковь. Разрушена в 50-е гг. В 1975 г. на ее
месте сооружен мемориал в память о нижнемамонцах, погибших в Великой
Отечественной войне.
Праздник установлен Церковью в IV веке,
обстоятельства этого события сохранило нам Предание. Это первый двунадесятый
праздник церковного года, ибо церковный год начинается 1 сентября (по старому
стилю).
В небольшом галилейском городе Назарете жила
престарелая супружеская пара - Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и
благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали
о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в
Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник по имени Иссихар не захотел
принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались
благословением Божиим.
Тем временем жена его, бывшая
дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за
бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и
сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из
глубины сердца и, взглянув на небо глазами полными слез, заметила вверху, на
дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у
нас нет такого утешения в старости», - подумала Анна. От этого зрелища скорбь ее
еще усилилась, и она стала опять плакать.
И вдруг ей
явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную,
превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через
Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».
В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким!
Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя
жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот
тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых
ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».
Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью
поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел
Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также
рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись
Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.
Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и
благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего
спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По
случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил
благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился
благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились
и славили Бога.
Святая Церковь справедливо называет
Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери, как мы знаем,
родился Сам Бог.
наверх
|