(14 ноября по н. ст.).
Святые бессребреники Косма и Дамиан были родными братьями. Отечество их - Асия.
Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни
время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV в. Так
нужно думать, во-первых, потому что в первой половине V в., при императоре
Феодосии Младшем, устрояли во имя их святые храмы; во-вторых, потому что копты,
отделившиеся от православия со времен Халкидонского Собора (451 г.), признают их
в лике святых, тогда как живших после этого времени святых они не принимают.
Отец их был грек и язычник, мать - христианка по имени Феодотия. В ранних
летах они лишились своего родителя, но это послужило к их счастью. Мать могла
свободнее заняться воспитанием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовой,
она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни,
она только о том заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинной
вдовицей, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединена,
уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь (1 Тим. 5,
5).
Поэтому Святая Церковь причислила ее к лику святых, наименовала преподобной и
творит память ее вместе с ее чадами . Можно понять, какое воспитание получили
дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить
им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в
возраст, она отдала их на учение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь,
конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они,
движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали
целительные свойства трав и растений.
Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать -
дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить
Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого
рода.
Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые
этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами
искали их и для этого переходили из города в город, из веси в весь и всем
больным - без различия пола и возраста, звания и состояния - подавали
исцеление.И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с
самой чистой и высокой целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу
выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой
награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные
благодеяния. Они твердо знали и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия
исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте; туне
приясте, туне дадите (Мф. 10, 8).
Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только
просили они исцеленных ими: чтобы те твердо верили во Христа, свято жили во
Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались
обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то
же время врачевали и недуги душевные.
За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные
исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и
чудотворцами.
Но не на людей только простиралась благодатная сила святых врачей. Они не
забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, - говорит
слово Божие (Притч. 12,10). Верные этой заповеди, они ходили по домам, пустыням
и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные
животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодетелей и, как скоро они
показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стаями. Далее...